Странная история Парфюмерии



Французский король русского парфюма


Генрих Брокар
Визитной карточкой СССР были духи “Красная Москва”, которые выпускала фабрика “Новая Заря”. А знаете ли вы, что автором этого букета был французский парфюмер Генрих Брокар, создавший в России целую империю парфюмерии. Его духи “Букет императрикс” (прежнее название “Красной Москвы”) в 1900 году получили в Париже Гран-при. А началось все с открытия мыловаренной фабрики в 1864 году.

В Москве Генрих знакомится с обрусевшей бельгийской семьей Равэ и с первой же минуты очаровывается их дочерью. Шарлотта была не только симпатичной и обаятельной девушкой, но и хорошо образованной. Через пару месяцев непрерывных ухаживаний Брокар признался девушке в любви и просил стать его женой.
Но состоятельный отец семейства Томас Равэ, владелец магазина хирургических инструментов в центре Москвы на Никитской улице, заявил: “Лотта вам не по средствам!” Это была проблема, но решаемая. К этому времени Брокар открыл совершенно новый способ изготовления концентрированных духов. Он продает во Франции свою технологию за немалые деньги, которых хватит на содержание семьи какое-то время и на открытие своего дела.
А кроме того, сердце девушки уже занято известным певцом, который частенько гостит в доме Равэ и даже участвует в домашних концертах. Однако Брокар не отступился и продолжил настойчивые ухаживания. На один из домашних концертов он приносит к Равэ корзину благоухающих восковых альпийских фиалок. Под восторженными взглядами многочисленных гостей Брокар ставит корзину на рояль. Начинается концерт, все с нетерпением ждут выступления избранника Шарлотты - красавца с чарующим голосом. Но что это?! Певец с трудом поет и, вдруг дав петуха, с позором прекращает концерт и стремглав бросается из гостеприимного дома. Гости в шоке, Шарлотта в отчаянии. Не удивлен только Генрих Брокар. Как настоящий парфюмер, использующий тайны привораживающих запахов, он точно знал, что запах фиалок пагубно влияет на голосовые связки. Осрамившийся певец больше никогда не появлялся в доме Равэ. А вскоре 19-летняя Шарлотта вышла замуж за Брокара.Парфюмерия Брокар
В ее лице он приобрел не только любящего и верного спутника жизни, но и замечательного партнера в семейном бизнесе. Именно она разработала, как бы сейчас сказали, стратегию развития домашнего предприятия. Прекрасно зная, что русские аристократы пользуются мылом, выписанным из Франции, она сочла, что правильнее ориентироваться на простых людей. Но простые люди не покупают мыла. Таким образом, проблема состояла в том, чтобы заинтересовать их покупкой мыла.
И по совету Шарлотты Брокар делает гениальный шаг - начинает выпуск мыла “Народное”. Душистый прямоугольный брусочек стоил всего одну копейку. “С этой копейки ты и получишь свой миллион!” - пообещала Шарлотта мужу и оказалась права. Спрос на это мыло был огромным. Но Шарлотта предлагает не останавливаться на достигнутом и активно развивать ассортиментный ряд продукции.
Так на рынке появляются невиданные прежде новинки, предназначенные для отдельных социальных групп: для малышей - в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше - с буквами алфавита, а для взрослых - разноцветное мыло в виде овощей. Даже в наши дни парфюмерного изобилия мыло разнообразных форм - отличный сувенир. Тогда же оно явилось настоящим прорывом на рынке душистой продукции и своеобразным Клондайком для семейства Брокар.
Теперь Генриха Брокара было не остановить. Все новые сорта появляются в продаже, все большую популярность приобретает его продукция среди различных слоев населения.

Мыло БрокарВ дополнение к копеечному “Народному” мылу Брокар начал производить тоже копеечные “Народные” помаду и пудру. Теперь любой крестьянин мог купить жене и дочерям в качестве гостинца целый набор: три полезных предмета в нарядной цветной упаковке и всего за 3 копейки. Этот эффектный прием - создание наборов с образцами пахучей продукции - Брокар будет использовать не единожды. Открывая очередной магазин в Москве (всего их было около десятка), он сообщил через газеты, что весь день в новом магазине будут выставлены в продажу “Праздничные наборы”, включающие духи высшего сорта, одеколон, люстрин для волос, туалетный уксус, вазелин, пудру “Лебяжий пух”, пуховку, саше, помаду и мыло, и все это будет продаваться по цене один рубль за коробку. В результате по требованию властей уже в три часа дня магазин пришлось закрыть, так как конная полиция не могла сдержать толпу желающих отовариться сказочным набором.
Брокар относил парфюмерию к сфере высокого искусства. Он изучал влияние разных ароматов на эмоции людей и считал запах таким же объектом художественного творчества, как звук, цвет, объем. Именно он впервые стал использовать для окраски мыла экологически чистые вещества растительного происхождения.
Такой человек не мог ограничиться производством ширпотреба и с 1870-х годов приступает к выпуску духов и одеколонов. Создание конкурентоспособной “высокой парфюмерии” было для него делом чести. Генрих Афанасьевич сам разрабатывает рецепты и технологию изготовления новой продукции. Но самым интересным в его деятельности была рекламная составляющая, те яркие и неординарные действия, которые взрывообразно поднимали интерес к его продукции.
Парфюмерия БрокарВ 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве струями одеколона “Цветочный” бил... настоящий фонтан. Они испускали необычный аромат. Никто не мог пройти мимо такого зрелища. Успех московского парфюмера был полный и бесповоротный.
Но клиентура побогаче предпочитала французский парфюм. И тогда Брокар пошел на невиданную провокацию. Закупив партию лучших духов известнейшей парижской фирмы “Любэн”, он в присутствии свидетелей и нотариуса перелил их в свои флаконы и выставил на продажу: свои духи - во французских флаконах, а французские духи - в своих флаконах. Рассчитано все было безукоризненно точно: немного попользовавшись псевдоброкаровским парфюмом, покупатели принесли продукцию обратно в магазин и, заявив, что “качество продукта низкое и ни в какое сравнение с Парижем не идет”, потребовали свои деньги назад. В магазине этим покупателям показывали нотариально заверенные протоколы “перелива”. Вывод был однозначным: брокаровская продукция значительно превосходит любэновскую, то есть французскую.
В день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны она получила от фирмы знаменитого московского парфюмера Брокара весьма необычный подарок - вазу, полную цветов: алых роз, нежных пармских фиалок, нарциссов, ландышей. Все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска, и каждый источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. К букету прилагались несколько флакончиков со специальными ароматическими эссенциями про запас. Спустя несколько месяцев московский генерал-губернатор получил бумагу, в которой говорилось: “Государь Император Высочайше изволил разрешить московскому парфюмерному фабриканту и купцу, французскому подданному, Генриху Брокару именоваться поставщиком государыни Великой Княгини Марии Александровны, с правом употреб­лять на вывеске вензельное изображение Имени Ея Императорского Высочества”.
Парфюмерия БрокарИменно эти духи под названием “Букет императрикс” были представлены в 1900 году на всемирной выставке, проходившей на исторической родине Брокара - в Париже. Продукция товарищества “Брокар и Ко” получила там высшую награду - Гран-при. Впервые в истории французские парфюмеры были только вторыми. Это был апофеоз деятельности и творчества Генриха Брокара, патриота своей второй родины - России. “Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России”, - говорил Генрих Брокар. Так и случилось. По настоянию врачей Генрих Брокар уехал лечиться в Канны, где и умер в декабре 1900 года. Вплоть до революции дело Брокаров продолжали их сыновья.
Александр Мельниченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий